Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок биологии 5 класс учитель О.В. Ходакова

Технологическая карта урока

Название предмета – биология Класс - 5

Урок № 4(27) Дата - 13.02.2015г.

Тема - «Царство Растения» - 11 часов Тема урока «Лишайники»

Автор УМК – В.В.Пасечник

 

Цели урока:

Образовательные: Формирование представлений о лишайниках как представителях особой группы живых организмов - симбионтах, об особенностях лишайников, их разновидностях и их значении в природе и жизни человека.

Развивающие: Выделение су­щественных особенностей лишайников, как симбиотических организмов. Знакомство с индикационной ролью лишайников в жизни человека. Развитие интереса к предмету «биология».

Воспитывающие: вырабатывать умение чётко распределять время и обязанности при работе в группе, работать по предложенному алгоритму, воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе.

Задачи:

– проверить усвоение материала о водорослях;

– закрепить понятие «симбиотический организм» и «симбиотические взаимоотношения;

– закрепить навыки работы с природным материалом;

- формировать понятие «индикация состояния среды»

– учить проводить сравнительный анализ объектов и делать выводы.

- Формировать умения давать характеристику живым организмам на примере лишайников.
Место урока в системе уроков данного раздела:- 4 урок из 11

Тип урока: Урок открытия новых знаний и первичного закре­пления материала.

Основные термины и понятия: симбиоз, гифы, лишайник, слоевище, кустистые, листоватые, накипные лишайники, биоиндикация

Межпредметные связи: география

Наглядность: карточки для определения, мультимедийная презентация, натуральные объекты (коллекции лишайников)

Оборудование: карточки – «настроение», карточки для построения кластеров – задач урока, кластеры для заполнения учащимися, электронное приложение к учебнику, мультимедийный комплекс.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Используемые технологии: развивающее обучение, технология сотрудничества, исследовательская, ИКТ, кластерная технология, модерация.

 

Планируемые результаты

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.

Симбиоз, гифы, лишайник, слоевище, кустистые, листоватые, накипные лишайники, биоиндикация

 

Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Будут знать: понятие «лишайники», деление лишайников на группы по типу слоевища

На основе знаний будут уметь: объясняют роль лишайников в природе и жизни человека, определять тип слоевища лишайника

 

Метапредметные умения

(УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные : умение правильно применять биологическую терминологию по отношению к различным лишайникам

 

Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять ре­зультаты работы классу.

 

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

 

Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп,

слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в разговоре, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

 

Технология проведения

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Планируемые результаты УУД

I.Организационный момент (1 мин)

Цель :включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

 

 

Работа с карточками –«настроение»

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

 

Работа с карточками –«настроение»

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

 

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности

Слайд 1

Организует мозговой штурм, предлагая решить задачу – о каких крупинках идёт речь в легенде? Что это такое по - вашему мнению?

 

Слайд 2

Тема урока. «Лишайники»- запись на доске и в тетрадях

 

 

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель и задачи

Слайд 3

 

 

 

 

Слайд 4

 

Рассказ легенды о съедобном лишайнике ( манна небесная)

(текст в приложении 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помогает сформулировать цели и задачи урока

 

 

После обсуждения кластеров уч-ся , на экран выводится контрольный кластер (приложение 2) и

 

формулируется основная цель урока- формирование представлений о лишайниках

 

Предполагают, что этот организм ….

 

 

 

 

 

 

 

Запись учащимися числа, темы урока.

 

  • в группах (4 человека), составляя кластеры задач урока. Постройте кластер, в котором отразите все, чтобы вы хотели узнать об этих организмах ?

 

Каждая группа строит свой кластер, после чего представляет его всему классу.

 

 

 

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

III. Актуализация знаний (обобщение полученных ранее знаний) (10 мин)

 

Цели: Обобщить полученные ранее знания, учить анализировать

Работа с учебниками (стр 102 – вопросы в начале § 19.

 

Что такое грибница?

 

Какие организмы называют паразитами?

 

Что такое симбиоз?

В чём различие явления паразитизма и симбиоза?

 

Слайд5

Просмотр презентации о различных видах лишайников (несколько слайдов с лишайниками различных типов – местные виды)

 

 

Организация работы с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Где мы можем встретить лишайники?

Почему у этих организмов такое название?

Учитель даёт пояснение ( на слайде презентации – иллюстративный материал)

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи.

Латинское Lichenes происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.

Познакомимся с ними поближе.

Каждый уч-ся получает кластер для заполнения в парах (малых группах)

 

Отвечают на вопросы, сравнивают понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

IV. Изучение нового

(10 мин)

Цели:

Познакомить с лишайниками,

Закрепить навыки работы с природным материалом (коллекции лишайников)

 

Слайд 5

1.Работа с электронным приложением

§19 (134)

 

Слайд 6

2.Работа с коллекциями

 

(Предлагает каждой группе рассмотреть гербарные экземпляры и отметить форму лишайников.)

 

Слайд 7 3. Работа с электронным приложением

§19 (135) строение лишайников

 

 

Предлагает учащимся поработать со своими кластерами и дополнить их

Знакомятся с разнообразием лишайников и местами их обитания

- заполняют кластеры – места обитания и формы.

 

Назовите лишайники с различными формами слоевищ, как вы думаете, почему они так называются: кустистые, листоватые, накипные? Какие из форм лишайников встречаются в нашей местности чаще всего? Почему?

 

Разбирается роль водорослей и гриба в симбиозе.

    1. Гриб предохраняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет воду и минеральные соли. Накапливает питательные вещества.
    2. Водоросль обеспечивает гриб питательными органическими веществами.

 

 

 

Работают с кластерами

 

 

 

 

 

Работают с коллекциями,

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

 

IIV.Динамическая пауза (физкультминутка)

(2 мин)

Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, и смену вида деятельности

Электронная физкультминутка «Падающие листья»

Организует выполнение действий физкультминутки и сам участвует в динамической паузе

Выполняют движения по образцу.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и выполнять требования учителя.

Коммуникативные УУД: Умение выполнять действия в коллективе

 

IIIV. Изучение нового материала (работа с учебником)

(10 мин)

Цель:

Учить анализировать полученные сведения и делать выводы.

  1. Работа с учебником - прочитать микротекст на стр.105«Размножение лишайников» и заполнить кластеры

 

2.Используя электронное приложение к учебнику п19(136), знакомит учащихся со значением лишайников в природе и жизни человека.

Закрепление материала при работе с электронным приложением §19 (136) –размножение лишайников

Читают микротекст, анализируют и делают выводы о способах размножения лишайников

Производят запись в кластерах

 

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и работать с учебником.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

 

IX.Закрепление нового (5 мин)

Цель:

Закрепить полученные на уроке знания

 

-Работа с учебником – вопросы на стр. 105

 

 

 

- работа с кластерами учащихся (пары по партам)

 

Слайды 11-13

- игра (Определи тип слоевища)

-Задаёт вопросы и анализирует ответы учащихся, отслеживается индивидуальное усвоение материала учащимися

 

- Сравнительный анализ кластеров разных групп, исправление возможных ошибок.

В презентации - фото лишайников различных типов, определяют по –очереди. (возможна командная игра)

Отвечают на поставленные вопросы

 

 

 

 

Работа с кластерами

 

 

 

 

Игра-закрепление

Личностные: Умение правильно построить ответ на поставленный вопрос

Регулятивные УУД:

Умение делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, и визуально, отвечать на вопросы учителя , работать в команде.

X. Рефлексия деятельности.

(3 мин)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

 

Чему вы научились?

 

Что вы теперь можете сделать самостоятельно?

1.Анализирует ответы учащихся

 

2.Работает с карточками-«Настроение»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя,

Работают с карточками «Настроение»

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

XI. Итог урока и домашнее задание

(2 мин)

Цель:

Выставить оценки за урок, провести комментарий домашнего задания

Слайд 15 - заключительный

 

Слайд 14

дом. Задание -§ 19.

Биологическая задача

На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните почему?

1.Выставляет оценки (комментарий), учитывает мнение учащихся.

 

2. комментарий по домашнему заданию.

Записывают задание в дневники.

Личностные УУД:

Самооценка на основе успешности

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД: Рефлексия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

Категория: Мои статьи | Добавил: школа (16.08.2018)
Просмотров: 316 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: