Технологическая карта урока
Название предмета – биология Класс - 5
Урок № 4(27) Дата - 13.02.2015г.
Тема - «Царство Растения» - 11 часов Тема урока «Лишайники»
Автор УМК – В.В.Пасечник
Цели урока:
Образовательные: Формирование представлений о лишайниках как представителях особой группы живых организмов - симбионтах, об особенностях лишайников, их разновидностях и их значении в природе и жизни человека.
Развивающие: Выделение существенных особенностей лишайников, как симбиотических организмов. Знакомство с индикационной ролью лишайников в жизни человека. Развитие интереса к предмету «биология».
Воспитывающие: вырабатывать умение чётко распределять время и обязанности при работе в группе, работать по предложенному алгоритму, воспитывать бережное отношение к оборудованию, аккуратность в работе.
Задачи:
– проверить усвоение материала о водорослях;
– закрепить понятие «симбиотический организм» и «симбиотические взаимоотношения;
– закрепить навыки работы с природным материалом;
- формировать понятие «индикация состояния среды»
– учить проводить сравнительный анализ объектов и делать выводы.
- Формировать умения давать характеристику живым организмам на примере лишайников.
Место урока в системе уроков данного раздела:- 4 урок из 11
Тип урока: Урок открытия новых знаний и первичного закрепления материала.
Основные термины и понятия: симбиоз, гифы, лишайник, слоевище, кустистые, листоватые, накипные лишайники, биоиндикация
Межпредметные связи: география
Наглядность: карточки для определения, мультимедийная презентация, натуральные объекты (коллекции лишайников)
Оборудование: карточки – «настроение», карточки для построения кластеров – задач урока, кластеры для заполнения учащимися, электронное приложение к учебнику, мультимедийный комплекс.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Используемые технологии: развивающее обучение, технология сотрудничества, исследовательская, ИКТ, кластерная технология, модерация.
Планируемые результаты
|
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.
|
Симбиоз, гифы, лишайник, слоевище, кустистые, листоватые, накипные лишайники, биоиндикация
|
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.
|
Будут знать: понятие «лишайники», деление лишайников на группы по типу слоевища
На основе знаний будут уметь: объясняют роль лишайников в природе и жизни человека, определять тип слоевища лишайника
|
Метапредметные умения
(УУД), которые будут формироваться в ходе урока.
|
Личностные : умение правильно применять биологическую терминологию по отношению к различным лишайникам
Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение работать в составе творческих групп,
слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли в разговоре, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
|
Технология проведения
Этапы урока
|
Содержание учебного материала
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
(Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)
|
Планируемые результаты УУД
|
I.Организационный момент (1 мин)
Цель :включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
|
|
Работа с карточками –«настроение»
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
|
Работа с карточками –«настроение»
|
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
|
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
Формулирование темы урока и постановка целей и задач, прогнозирование предстоящей деятельности
|
Слайд 1
Организует мозговой штурм, предлагая решить задачу – о каких крупинках идёт речь в легенде? Что это такое по - вашему мнению?
Слайд 2
Тема урока. «Лишайники»- запись на доске и в тетрадях
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель и задачи
Слайд 3
Слайд 4
|
Рассказ легенды о съедобном лишайнике ( манна небесная)
(текст в приложении 1)
Помогает сформулировать цели и задачи урока
После обсуждения кластеров уч-ся , на экран выводится контрольный кластер (приложение 2) и
формулируется основная цель урока- формирование представлений о лишайниках
|
Предполагают, что этот организм ….
Запись учащимися числа, темы урока.
- в группах (4 человека), составляя кластеры задач урока. Постройте кластер, в котором отразите все, чтобы вы хотели узнать об этих организмах ?
Каждая группа строит свой кластер, после чего представляет его всему классу.
|
Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование
|
III. Актуализация знаний (обобщение полученных ранее знаний) (10 мин)
Цели: Обобщить полученные ранее знания, учить анализировать
|
Работа с учебниками (стр 102 – вопросы в начале § 19.
Что такое грибница?
Какие организмы называют паразитами?
Что такое симбиоз?
В чём различие явления паразитизма и симбиоза?
Слайд5
Просмотр презентации о различных видах лишайников (несколько слайдов с лишайниками различных типов – местные виды)
|
Организация работы с учебником
Где мы можем встретить лишайники?
Почему у этих организмов такое название?
Учитель даёт пояснение ( на слайде презентации – иллюстративный материал)
Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи.
Латинское Lichenes происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
Познакомимся с ними поближе.
Каждый уч-ся получает кластер для заполнения в парах (малых группах)
|
Отвечают на вопросы, сравнивают понятия
Отвечают на вопросы
|
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя и одноклассников
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цели:
Познакомить с лишайниками,
Закрепить навыки работы с природным материалом (коллекции лишайников)
|
Слайд 5
1.Работа с электронным приложением
§19 (134)
Слайд 6
2.Работа с коллекциями
(Предлагает каждой группе рассмотреть гербарные экземпляры и отметить форму лишайников.)
Слайд 7 3. Работа с электронным приложением
§19 (135) строение лишайников
Предлагает учащимся поработать со своими кластерами и дополнить их
|
Знакомятся с разнообразием лишайников и местами их обитания
- заполняют кластеры – места обитания и формы.
Назовите лишайники с различными формами слоевищ, как вы думаете, почему они так называются: кустистые, листоватые, накипные? Какие из форм лишайников встречаются в нашей местности чаще всего? Почему?
Разбирается роль водорослей и гриба в симбиозе.
-
- Гриб предохраняет водоросль от избыточного освещения и высушивания, доставляет воду и минеральные соли. Накапливает питательные вещества.
- Водоросль обеспечивает гриб питательными органическими веществами.
|
Работают с кластерами
Работают с коллекциями,
Отвечают на вопросы
|
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
IIV.Динамическая пауза (физкультминутка)
(2 мин)
Цель: произвести релаксационную разгрузку учащихся, и смену вида деятельности
|
Электронная физкультминутка «Падающие листья»
|
Организует выполнение действий физкультминутки и сам участвует в динамической паузе
|
Выполняют движения по образцу.
|
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и выполнять требования учителя.
Коммуникативные УУД: Умение выполнять действия в коллективе
|
IIIV. Изучение нового материала (работа с учебником)
(10 мин)
Цель:
Учить анализировать полученные сведения и делать выводы.
|
- Работа с учебником - прочитать микротекст на стр.105«Размножение лишайников» и заполнить кластеры
2.Используя электронное приложение к учебнику п19(136), знакомит учащихся со значением лишайников в природе и жизни человека.
|
Закрепление материала при работе с электронным приложением §19 (136) –размножение лишайников
|
Читают микротекст, анализируют и делают выводы о способах размножения лишайников
Производят запись в кластерах
|
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке и работать с учебником.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
IX.Закрепление нового (5 мин)
Цель:
Закрепить полученные на уроке знания
|
-Работа с учебником – вопросы на стр. 105
- работа с кластерами учащихся (пары по партам)
Слайды 11-13
- игра (Определи тип слоевища)
|
-Задаёт вопросы и анализирует ответы учащихся, отслеживается индивидуальное усвоение материала учащимися
- Сравнительный анализ кластеров разных групп, исправление возможных ошибок.
В презентации - фото лишайников различных типов, определяют по –очереди. (возможна командная игра)
|
Отвечают на поставленные вопросы
Работа с кластерами
Игра-закрепление
|
Личностные: Умение правильно построить ответ на поставленный вопрос
Регулятивные УУД:
Умение делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, и визуально, отвечать на вопросы учителя , работать в команде.
|
X. Рефлексия деятельности.
(3 мин)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
Чему вы научились?
Что вы теперь можете сделать самостоятельно?
|
1.Анализирует ответы учащихся
2.Работает с карточками-«Настроение»
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя,
Работают с карточками «Настроение»
|
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
XI. Итог урока и домашнее задание
(2 мин)
Цель:
Выставить оценки за урок, провести комментарий домашнего задания
Слайд 15 - заключительный
|
Слайд 14
дом. Задание -§ 19.
Биологическая задача
На территории Антарктиды растет два вида цветковых растений, а лишайников около 350 видов. Объясните почему?
|
1.Выставляет оценки (комментарий), учитывает мнение учащихся.
2. комментарий по домашнему заданию.
|
Записывают задание в дневники.
|
Личностные УУД:
Самооценка на основе успешности
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД: Рефлексия.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|
|